Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Аэростатоносец: любопытный предок авианосцев

Аэростатоносец: любопытный предок авианосцев

Долгое время эффективность войсковой разведки большей частью зависела от высоты позиции наблюдателя.

Чем выше забрался, тем глубже в тыл можно было рассматривать расположение неприятеля.

Хотя такие технологии имеют серьезный изъян – действительно протяженной лестницы на небеса не построить, а подходящие высоты есть не на каждом театре военных действий.

Поэтому неудивительно, что как только состоялись первые удачные попытки человечества выбраться ближе к облакам, к ним сразу стали присматриваться военные.

Первые наблюдатели взлетали на воздушных змеях. Правда, для этого приходилось мастерить здоровенные коробчатые конструкции, подбирать максимально субтильных пилотов и долго ждать подходящего ветра, но все равно эти воздушные средства летали весьма низко, неустойчиво и посредственно.

При Наполеоне Бонапарте пытались приспособить для таких целей воздушные шары, что даже вроде и получалось. А еще имелась мыслишка устроить с них бомбардировку позиций врага, но по итогу ничего путного не выходило по техническим причинам.

И взрывателей подходящих не имелось, и на цель выходить сложно – полет назывался управляемым очень условно.

Да и контратаковать позицию воздухоплавателей не составляло труда – при высоте подъема метров в триста, получалось удалиться от точки удержания аэростата метров на четыреста, куда вполне получалось дотянуться артиллерийским огнем или лихим кавалерийским наскоком.

Вновь к идее организации бомбометания с воздушных шаров вернулись австрийцы в 1849 году. Они в ту пору осаждали Венецию, и при наличии полного превосходства на море, решили заодно покидать на укрепления пороховые бомбы.

Именно с воды – им показалось, что так безопаснее. Для чего в качестве носителя аэростатов использовали один из кораблей своего флота по имени «Вулкано» . Оставалось привязать к кораблю веревку подлинее, зацепить аэростат, дождаться попутного ветра (с моря) и маневрами удерживающей посудины постараться вывесить воздушный шар над целью.

Конечно, носитель оружия из такого баллона выходил так себе, но в случае успеха мероприятие обещало невиданное моральное воздействие на осажденных.

Ну и вообще идея красивая по тем временам.

Попыток предприняли несколько.

И все неудачные. Прежде всего потому, что не удалось зависнуть над целью.

То нужного ветра не могли дождаться, то из-за долгой подготовки к полету (несовершенство матчасти) его направление успевало смениться.

Или просто не получалось маневрами корабля точно скоординировать положение аэростата. И в результате на нововведение плюнули и постарались забыть – дешевле выходило палить из орудий по квадратам.

Правда, забыли не сильно надолго.

Тем более, что уже тогда высказывались идеи, что с шара куда рациональнее выглядит корректировка огня, чем непосредственная транспортировка боеприпаса.

Во время гражданской войны развитая технологически армия северян решила переоборудовать старую угольную баржу под носителя воздушных шаров. Во-первых, этот шаг позволял широко маневрировать по реке (дело было в акватории Потомака).

А во-вторых, устойчивая широкая посудина позволяла разместить все необходимое оборудование (лебедка подъема и спуска, телеграфную станцию, ремонтную базу) и запас летучего газа для наполнения оболочки.

Ну а с шара планировалось вести разведку позиций южан. Благо, что особой точности для вывешивания такого шара не требовалось.

Стоило только поднять его повыше. И тогда открывались возможности и для наблюдения за маневром в ближнем тылу противника, и корректировки артиллерийского огня.

Что и произвели с превеликим успехом.

Аэростатоносец: любопытный предок авианосцев

Естественно, что южанам такое техническое новшество не понравилось.

И они решили атаковать судно-якорь. Вот только и северяне оказались не лыком шиты – их старую баржу с наблюдателями охраняло целое соединение, включавшее пару канонерок, военный шлюп и перевооруженный пароход, набитый десантом.

Поэтому отогнать любопытного врага не получилось. Зато получилось перенять его опыт.

И смастерить свой аэростатоносец.

Не такой совершенный, но такой же эффективный.

К опыту американцев присмотрелись многие европейские державы.

И принялись неторопливо обзаводиться подобной новинкой. Предварительно откомандировав своих спецов для детального изучения боевого опыта.

Одним из таких командированных офицеров, к примеру, был Фердинанд фон Цеппелин – будущий создатель жесткого дирижабля.

Первым делом новое вооружение рассматривалось как средство наблюдения в условиях морской войны. Все же тогда воевали только при визуальном контакте, который в первую очередь устанавливал марсовый наблюдатель.

Но мачту получалось приподнять над уровнем моря на несколько десятков метров, а вот применение воздушного шара давало уже подъем на несколько сотен метров.

Соответственно, резко увеличивалась возможность обнаружения сил противника на больших дистанциях.

Аэростатоносец: любопытный предок авианосцев

Надо сказать, что система имела серьезный изъян.

Далекие от совершенства аэростаты на привязи норовили крутиться и прыгать, отчего не всегда работа наблюдателя в принципе оказывалась возможной.

И так продолжалось до изобретения змейкового аэростата – вытянутого, сигарообразного пузыря с оперением, способного занимать устойчивое положение по ветру.

Вообще, концепция вырисовывалась привлекательной и недорогой, поскольку под несущие корабли переоборудовали старые коммерческие пароходы и вообще ненужный хлам – мощного вооружения и защиты таким посудинам не требовалось.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

В России первый аэростатоносец появился в 1904 году.

Под него переделали старый немецкий пароход «Лан» (переименованный в «Русь» ), купленный на личные средства графа Строганова. На корабле базировались четыре змейковых аэростата и один резервный традиционный шарообразный.

Также имелись четыре малых шара (по типу современных исследовательских зондов), которые использовали в системе связи и сигнализации с другими кораблями соединения.

Комментарии закрыты.