Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Интересные факты о корпусах деревянных судов — ч

Интересные факты о корпусах деревянных судов — ч. I

Петр I весьма своеобразно прививал поданным любовь к изучению иностранных языков.

Он заставлял вводить в оборот чужие выражения даже в письмах, причем писать их требовалось в транскрипции, русскими буквами.

В результате выходили презабавные конструкции.

Знаменитое «мин херц» (мое сердце) есть смешение немецкого и голландского.

Так что это скорее арго, чем что-то действительное дельное.

Любопытно, что первый российский линкор «Гото Предестинация» , точнее, его имя, тоже пример такого лингвистического винегрета и ни в одном из языков не встречается – первая часть названия немецкая, а вторая – исковерканная латынь. Тем не менее, сам корабль, спроектированный во многом самим императором, вышел весьма передовым.

Например, его киль состоял из двух брусьев.

И нижний брус, в случае попадания на мель, попросту мог отвалиться.

Но корпус при этом оставался целым и не давал течи.

Бархоуты – это такие брусья, идущие вдоль корпуса и усиливающие его прочность в ответственных местах – из-за особенной кривизны корпуса получились направленными по диагонали к доскам основной обшивки.

И в этом многие отечественные исследователи видят прообраз будущего диагонального набора корабельного корпуса. Так оно или нет на самом деле, судить сложно – Россия, как известно, родина слонов.

Но следующий корабль, спроектированный Петром лично, получился еще более удачным.

Звали петровскую разработку «Ингерманланд» . Судно получилось мореходным, послушным и на удивление прочным.

И снова звучат исследовательские предположения (точных чертежей не сохранилось, только масса отдельных описаний), что в этом-то корабле на этот раз уж точно была многослойная обшивка с диагональным набором.

У такой теории масса тонких мест.

Интересные факты о корпусах деревянных судов - ч

Петр I действительно сам вырисовывал обводы корпуса и утверждал рангоут, вот только строил корабль англичанин – потомственный корабел.

В любом случае проект точно повторялся без малого шесть десятков лет и почти сотню – с некоторыми конструкционными изменениями (обводы остались почти нетронутыми).

Так что Петр действительно создал отличнейший корабль.

Но почему столько споров идет об обшивке?

Линейный корабль (а эти два образца именно к таким и относились, пусть и к последнему, IV рангу) времен деревянного кораблестроения удивительно живучее судно.

Известны случаи, когда в бою иные получали по сотне с лишком пробоин (из них до сорока ниже ватерлинии), лишались всей парусной оснастки и все равно оставались на плаву.

И все благодаря конструкции корпуса.

Пик, сосредоточение передовых технологий тех лет – именно военный корабль.

Но путь получился долгим.

Вероятно, первыми судами человечества можно считать долбленки, сделанные из одного ствола дерева.

Позднее, с целью повысить их грузоподъемность, к долбленой основе (кустари так поступали еще в начале ХХ столетия) стали наращивать борта.

Интересные факты о корпусах деревянных судов - ч

После внутри наращенных бортов ставили поперечные брусья — шпангоуты.

Получалось, что сначала делали обшивку, а потом по ней изготавливали каркас.

Довольно сложная технология и почти неподдающаяся точному расчету – ширину, длину и точные обводы угадать заранее просто невозможно.

Конструкция имела свои преимущества – судно получалось гибким и не ломалось даже на большой волне.

Обшивка при этом была двух видов. Античные товарищи из бассейна Средиземного моря предпочитали соединять доски вгладь – то есть торцами каждый пояс обшивки точно соприкасался.

Для крепления досок в их торцы врезали шипы, фиксируемые нагелями, пропущенными через обшивку в местах прохождения клиньев. Выходило хлопотно, но корабль получался конструктором, который можно было запасти заранее в сухом месте.

А потом – в случае войны или иной спешной нужды – быстро собрать с минимальной подгонкой. А до поры до времени хранить нужный объем полуфабрикатов в сухом и теплом месте.

Именно так были устроены и легендарный «Арго» , и озерные корабли-дворцы Калигулы.

Интересные факты о корпусах деревянных судов - ч

В Европе предпочитали доски располагать внакрой, клинкером – наподобие чешуи.

То есть вышестоящая доска накрывала нижнюю. Так строят и сейчас небольшие лодки.

Сначала их доски обшивали веревками или гибкими корнями (вицей – отсюда и выражение «шить лодки» ), потом стали сколачивать гвоздями, которые скорее стоило назвать заклепками – гвоздь с большой шляпкой пробивал две доски обшивки или обшивку и элемент силового набора насквозь, на острие надевалась шайба и кончик гвоздя расклепывался.

Хотя, случалось, просто загибался – но на совсем маленьких суденышках.

Клинкерная обшивка очень прочная.

И не требует большой подгонки при монтаже, а потому в конечном итоге она победила античный средиземноморский метод.

Особенно после того, как порядок строительства кораблей изменился – сначала ставили каркас, а потом его закрывали обшивкой.

Так выходило быстрее и удобнее – получалось создавать корабли одного типа по заранее составленным чертежам.

Интересные факты о корпусах деревянных судов - ч

Долгое время клинкер царствовал. Но он имеет недостаток – увеличенная смачиваемая поверхность.

Как следствие – большое сопротивление при движении.

Скоростной корабль не может иметь такие борта.

Конечно, начались попытки усовершенствовать то, что усовершенствовать в принципе невозможно.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

С верхней торцевой стороны каждой доски надумали снимать фаску.

Внешняя горбатость клинкера уменьшилась.

Решили снимать такую же и со внутренней нижней стороны. Ступенька почти пропала.

До возврата к методу стыковки досок вгладь осталось полшажочка.

В XV веке его сделали.

Комментарии закрыты.