Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Интересные факты об особенностях средневековых кораблей

Интересные факты об особенностях средневековых кораблей

У выпускников, добросовестно прошедших общеобразовательный школьный курс истории, часто создается пунктирное представление как о течении исторического процесса, так и технологического прогресса. Вся история человечества как бы фрагментарно распределяется между основными событиями, вошедшими в хроники и летописи, между которыми зияет пустота и мрачное безвременье, отчасти заполненное нелегким трудом крестьянства и религиозным дурманом.

И если такая подача материала позволяет быстро разместить в сознании ученика некие вехи, дающие в какой-то мере упорядочивание истории, то технический прогресс в такой системе координат страдает крупными искажениями.

Так, для многих обывателей античные триеры чудным образом превращаются в белопарусных красавцев середины XIX века совсем без промежуточных ступеней.

Ну, если только где-то на горизонте память не позволит появиться шерстяным парусам скандинавских драккаров.

Или гений Колумба не изобретет внезапно новый тип корабля, годный для дальних автономных переходов.

На самом деле в Средневековье кораблестроение существовало как совершенно оформившаяся единица и особой примитивностью не страдало. Просто используемые технологии помогали решать тот круг задач, который считался злободневным.

А потому изобретать что-то излишне прогрессивное и дорогое смысла попросту не было. А потому весь мировой флот отличался простотой и утилитарностью.

Вне зависимости от порта приписки. И если не брать во внимание азиатские джонки, то корабль сарацин мало отличался от рыцарской посудины, привозившей подкрепление в Святую землю.

Это, конечно, если не рассматривать отдельные мелкие детали оснастки.

Так по каким же признакам можно сказать, что тот или иной корабль принадлежит именно средним векам и никак не может быть построенным античными корабелами или инженерами эпохи Великих географических открытий?

Попробуем разобраться в общих вопросах.

Прежде всего условия эксплуатации. В описываемую эпоху дорог в нашем понимании не существовало – прокладка серьезных магистралей между городами и странами попросту оказывалась непосильной задачей.

И технически тяжело, и стратегически не имело смысла – пока завершат строительство, границы владений десять раз изменятся, равно как и торговые договоры между землями.

А потому транспортными магистралями служили реки и прибрежная морская зона.

Да и логистика не отличалась сложностью. Обычно товар, загруженный на корабль в точке А, с этого же корабля и сгружался в конечном пункте В. Смены перевозчика не планировали в принципе.

Разве только приходилось прибегать к кратковременной разгрузке судна (да и то не всегда) с целью перетаскивания борта из одной реки в другую – системы каналов тогда еще не придумали.

Отсюда простые требования к судам той эпохи: простота, относительная легкость, универсальность, малая осадка и эластичность набора – чтобы переносить деформации корпуса без повреждений и во время непогоды, и при частых вытаскиваниях на берег.

Интересно, что по этой причине пришлось кардинально реконструировать прежнюю технологию строительства, заимствованную у античности – если до той поры сначала собирали внешнюю обшивку, а затем внедряли внутрь корпуса силовой набор, то теперь поступали наоборот – строили каркас, который позднее обшивали.

Причем поступали так даже в Византии, в которой античные реликты сохранялись дольше всего.

Причем изначально обшивку крепили даже не металлическими гвоздями, а как поступали рыбаки в доисторические времена – доски сшивали веревками или гибкими корнями. Отсюда сохранившееся в русском (и не только в нем) выражение «шить лодки» . Лодки и корабли действительно шили, герметизируя затем проколы деревянными пробками и различными смолами, – эта технология позволяла создавать гибкие и прочные конструкции, которые несложно было отремонтировать и вдали от оборудованной мастерской.

Позднее, правда, стали крепить обшивку и на металлических гвоздях.

Но технология «шитья» очень долго сохранялась на севере – до середины XIX столетия в промысловом кораблестроении и до начала ХХ века для малых судов – оказалось, что в сложной ледовой обстановке такие конструкции имели больше шансов на выживание.

Интересные факты об особенностях средневековых кораблей

Обшивка крепилась внахлест, так называемым «клинкером» . Конечно, этот способ давал поверхность с повышенным сопротивлением воде, поскольку заметно увеличивал смачиваемую площадь. Но, зато, даже при однослойной обшивке корпус выходил очень прочным.

Да и в плане технологий этот вариант не вызывал затруднений – доскам требовалась минимальная обработка и подгонка.

Пока масштабные морские сражения сводились к борьбе с пиратством и редким локальным стычкам, средневековые корабли мало отличались от того, что строили в Скандинавии – транспортник купца делался пошире и помедленнее, для большей грузоподъемности, а военный корабль отличался удлиненным корпусом – для большей скорости.

Но, как только война на море стала реальной, разница между купеческим и боевым кораблем почти стерлась. Доходило до того, что короли и не думали строить отдельный военный флот – в случае нужды и войны как таковой недостающие единицы или реквизировались, или брались в аренду вместе с экипажем – благо моряки той поры воевать умели.

Поскольку противодействие пиратству еще не вышло на государственный уровень и считалось головной болью самих купцов.

Интересные факты об особенностях средневековых кораблей

Соответственно, в какой-то момент корабли стали грузнее и обзавелись высокими надстройками на носу и корме.

Надстройки эти изрядно вредили мореходности и отрицательно сказывались на управляемости, но зато помогали нападать и обороняться – на них можно было весьма выгодно разместить отряды лучников и арбалетчиков, чтобы проредить изготовившегося к абордажу противника. Поэтому, пока огнестрельное оружие находилось в младенчестве, такие надстройки считались крайне необходимым атрибутом для более-менее дальнего путешествия.

Правда, в реку с такой архитектурой уже уверенно зайти не получалось. Но тогда уже хватало и моря.

А для рек в ограниченном количестве продолжали строить архаику, кратко описанную выше.

Навесной руль куда эффективнее прежнего рулевого весла. Даже если управляется рычагом, а не рулевым колесом через передаточную систему из цепей и тросов.

Но все равно продолжали использовать и весла – из соображений стоимости и общей ремонтопригодности.

Да и на мелководье весло повредить сложнее, чем новомодный навесной руль.

Мачта чаще всего ставилась одна по центру.

Паруса же могли использовать и прямые, и косые. Но почти всегда в один-два яруса.

Что тоже ограничивало тоннаж – с большим парусом, да еще намокшим, справиться нелегко, а разделить полотнище на несколько еще не додумались.

К тому же, оснастка для одного паруса куда проще, чем для развитой парусности.

Маневренности и скорости такой подход не добавлял, но зато позволял обходиться немногочисленным экипажем.

Интересные факты об особенностях средневековых кораблей

Палубы могли располагаться над всем трюмом или только над частью. Конечно, сплошная палуба добавляла живучести, улучшала обитаемость помещений и способствовала лучшей сохранности груза, но затрудняла погрузку и выходила дороже.

Поэтому многочисленными палубами не увлекались – дорого и попросту незачем. А вот весла обязательно сохраняли даже на крупном (по тем меркам) паруснике – как дополнительно средство маневра.

Да и пройти небольшое расстояние при неблагоприятном ветре или в штиль тоже помогало.

Так что пока габариты судна еще позволяли ходить на веслах, от них не отказывались.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

С точки зрения современного эстета средневековые корабли выглядели примитивными и неуклюжими, хотя таковыми не являлись – просто условия эксплуатации выработали такую конфигурацию, которая легко узнается на примитивных рисунках, да и прослеживается на первых посудинах для океанских походов.

И это ни в коем случае не ловкость строителя.

Просто время было такое.

Комментарии закрыты.