Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

О чем мечтали моряки на военных парусниках

О чем мечтали моряки на военных парусниках

Зарплата военного моряка Британии была в среднем раза в три-четыре меньше, чем у коллег из торгового флота. Связано это с забавным юридическим казусом – адмиралтейство не индексировало зарплату матросов с 1660 по 1815 год.

То есть 155 лет.

С той самой поры, как Англия обзавелась регулярным парусным флотом.

При этом многие моряки считали, что служба на военном корабле куда предпочтительнее плаванию на купце. Поскольку существовал некий социальный пакет, гарантировавший хоть какие-то права – на торговых судах такая роскошь отсутствовала.

Опасность же погибнуть в бою существовала в равной степени что на фрегате, что на торговой посудине – пираты и лица и х замещающие не дремали. Но на военном корабле имелся дополнительный источник дохода.

Который, правда, открывался только в военное время – призовые деньги.

Призовые деньги нравились всем.

И капитанам, и лейтенантам, и рядовым матросам.

После окончания боевых действий часть кораблей отправляли в резерв. И команду списывали без всяких льгот и пособий на берег.

Офицеров же придерживали на поводке, платя им половинное жалование – не очень щедрое содержание, надо сказать. Правда, боевой опытный капитан всегда имел возможность заполучить под командование корабль Ост-Индской компании и обеспечить себе неплохое пропитание.

Но на деле мало кто стремился к такому изменению судьбы и карьеры – ждали очередной войны.

Поскольку тогда у иных счастливчиков получалось неплохо подзаработать.

А учитывая, что из тех упомянутых 155 лет Британия мирно прожила всего 70 лет, а остальные 85 провоевала, то становится понятно, что безработными моряки долго не оставались.

Что же из себя представляли призовые деньги? Эта система поощрений экипажей боевых кораблей за захват судов противника.

Причем вознаграждались усилия по пленению как торговых, так и боевых кораблей. Поскольку и тот, и другой вариант одинаково работали на победу Британии.

Правда, непосредственно на море сразу по итогам сражения вопрос этот не решался.

Требовалось сначала предпринять ряд действий – отвести приз в английский или союзный порт для оценки.

О чем мечтали моряки на военных парусниках

Оценка зависела от типа трофея.

Боевой корабль оценивался по массе извергаемого им металла. То есть в расчет брали суммарное количество пушек и их калибр.

Каждый фунт имел свою стоимость, и по этому критерию определяли стоимость приза. Если же брали купца, то судно целиком и полностью уходило в казну.

А вот товар с того корабля уходил на торги.

И уже вся вырученная сумма уходила экипажу.

Если же кому-то посчастливилось отбить собственный корабль, когда-то захваченный противником, то смотрели на то, когда флот потерял эту конкретную единицу.

Если прошло менее суток, то награда не начислялась – мол, помешали взять врагу трофей.

А если проходило больше суток, то считалось, что взяли полноценный трофей.

Часть общей суммы (мы говорим о боевом корабле) уходила королю.

Позднее ее сменил особый налог. Еще часть выплачивали адмиралу, командовавшему соединением.

И адмирал из своей доли выделял деньги, шедшие на пенсии покалеченным в боях и компенсации семьям погибших моряков.

Если такого командира не имелось, то точно такая же доля уходила в пользу Адмиралтейства.

О чем мечтали моряки на военных парусниках

Дальше заботились о доле капитана и офицеров (обычно тут доли оказывались равными и капитан получал столько же, как и его офицеры, а всего на эти выплаты уходила половина того, что причиталось экипажу).

А уже остаток распределялся среди рядового состава. Примерно в равных долях.

Хотя первостатейные матросы, конечно, получали больше новичков и юнг.

Интересно, что если удавалось захватить боевой корабль врага без боя, то тогда доля экипажа заметно увеличивалась примерно на 20 процентов, поскольку считалось, что нет нужды ремонтировать корабль, ведь он не получил боевых повреждений. А если какому-то кораблю удалось взять береговую батарею или форт, то тут применяли особый коэффициент.

Расчет снова строили по весу залпа всего укрепления, но сумму премии удваивали по сравнению со стандартным вознаграждением за боевой корабль. Если приз уводили не в британский, а союзный порт, то тогда вопросами сдачи призов занимались особые агенты.

И поэтому дополнительно выделялась доля из общей суммы на уплату налогов и иные формальности.

О чем мечтали моряки на военных парусниках

При захвате корабля, как только бой завершался, требовалось самым тщательным образом описать все, что есть на захваченном призе.

И предпринять меры к предотвращению хищений. Побежденную команду запрещалось пытать или убивать после капитуляции.

Как и грабить – вся одежда побежденных, равно как и все, что на тот момент находилось у них при себе, считалось неприкосновенным.

Так что иным удавалось сохранить какие-то украшения или другие ценные вещи.

Несоблюдение этих правил каралось крайне жестоко.

Примерно такая же система призовых вознаграждений существовала и в других странах. Причем мало отличалась и система распределения, и размер паев.

В среднем капитан получал в разное время от 1/5 до 1/8.

Что в любом случае оказывалось гигантской суммой – величина призовых матросских денег с одного захваченного корабля могла равняться матросскому жалованию за пару десятилетий!

А капитаны и вовсе получали возможность пожить на широкую ногу.

Известны случаи, когда капитан не самого крупного корабля, имевший годовое жалование фунтов в 130 с небольшим, за одну кампанию зарабатывал тысяч пятьдесят.

О чем мечтали моряки на военных парусниках

Правда, имелся риск, что все усилия по захвату приза окажутся напрасными. Дело в том, что тогда не существовало нормальной связи на дальние расстояния.

И потому фрегат, занятый рейдерством, мог попросту не знать о заключении мира или изменении в составе союзников.

И захватить кого-то, кто формально считался уже мирной или нейтральной стороной. Подобные казусы разбирались в суде.

Обычно, если приз захватывали менее чем через месяц после подписания перемирия, он считался законным. И команда получала положенное.

Если же срок превышал календарный месяц, то тогда приз возвращали владельцу.

И команде, захватившей трофей, призовые не выплачивались.

Подобная практика с малыми изменениями существовала во всех ведущих флотах мира. В том числе и российском – ее ввел Петр Великий.

А вот продержалась она где как. В США от нее отказались в конце XIX столетия, а в Британии она формально просуществовала до начала первой мировой войны.

Причина отказа проста – смена системы набора личного состава и масса недостатков этой схемы.

Прежде всего присутствие коммерческой составляющей во время принятия решений капитанами – известны случаи, когда в бою капитаны принимались гоняться за призовыми, игнорируя здравые решения, диктуемые текущей обстановкой, требованиями момента и вопросами тактического и стратегического блага.

Комментарии закрыты.