Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Единственная; Пантера; с башней танка Т-4- зачем немцы создали такой гибрид?

Единственная Пантера с башней танка Т-4- зачем немцы создали такой гибрид?

В процессе подбора материалов для публикации, наткнулся на один очень интересный фотоснимок, на котором был заснят весьма неоднозначный танк — немецкий средний танк Pantera, на котором была установлена башня от… Pz.Kpfw.

IV Ausf.H ! Заинтересовала меня эта машина, и я стал искать информацию о ней.

Посмотрим, что мне удалось найти про неё.

Первым делом я начал искать, откуда и куда эта машина прибыла.

Выяснилось, что машина эта принадлежала командиру 653 тяжёлого батальона истребителей танков майору Рудольфу Грилленбергеру . Башня действительно ранее принадлежала танку Pz.

Kpfw.

IV Ausf. H.

Как и зачем?

Изначально я думал, что история банальна- в результате нехватки запчастей, немцы решили поэкспериментировать и установить башню подбитого Т-4 на базу Пантеры . Но всё оказалось не так просто.

В поисках информации я не раз находил сведения о том, что этот гибрид двух танков, вероятно, был полностью функциональным . Однако, размеры погонов башни четвёрки и Пантеры не совпадают, примерно на 20 см.

Использование переходников только ослабит механизм , а переделывать единичную башню или корпус танка — слишком дорого.

Поэтому, скорее всего, башню просто-напросто приварили, создав из машины некоторое подобие эрзац- САУ.

Тем более это понятно, потому что 653 батальон истребителей танков оснащался САУ Ferdinand, так что командир должен был находиться в подобной машине (по идее и логике вещей).

Единственная; Пантера; с башней танка Т-4- зачем немцы создали такой гибрид?

Немного хромает детализация, но в целом позволяет получить некое представление о строении танка. Фото взято: dishmodels.ru. width=1200 height=647 /

Так же неоднократно встречалось мнение, что раз это командирский танк то пушка на нём, как правило, установлена чисто номинально, или даже заменена на деревянный муляж , для маскировки командирской машины.

Вместо неё, мол устанавливали более мощные радиостанции, а всё вооружение машины составляли 1-2 пулемёта.

В поисках истины, я наткнулся на книгу о 653 танковом батальоне истребителей танков, где автор чёрным по белому написано, что корпус танка — действительно от Пантеры, только не боевой, а тягача (Bergepanther), который правильно бы отнести к ремонтно-эвакуационным машинам.

Они предназначены для мелкого ремонта техники в полевых условиях, либо к перемещению подбитых танков, которые на месте починить нельзя.

Отдельная ремарка была про башню — в книге сообщалось, что орудие всё-таки на танке было . И корпус у поздних моделей Pz. IV (H и J), также, как и Пантеры был покрыт циммеритом…

Единственная; Пантера; с башней танка Т-4- зачем немцы создали такой гибрид?

Модификация была выполнена штабсфельдфебелем Антоном Бруннталером, батальонным техником.

Учитывая, что орудие было боевым (судя по книге), есть большая вероятность того, что машина всё-таки применялась в бою , а радиостанция, по-видимому, была стандартной FuG-5.

Известно, что к августу 1944 года, в 653 батальоне тяжёлых истребителей танков осталось всего три боевых машины Ferdinand. И именно поэтому мы можем смело предположить, что наш гибрид погиб в бою .

А теперь попробуем разобрать, чем же машина могла быть полезной , и как далеко бы зашло немецкое танкостроение, стань эта машина серийной.

Реальные достоинства и недостатки машины

  • Итак, первое что бросается в глаза при взгляде на эту машину — это заниженный корпус . Не настолько, как у штурмовых самоходок, но и не как у полноразмерных танков. Соответственно, в него несколько тяжелее попасть, особенно на ходу.
  • Второе, что можно предположить — большую маневренность, в отличие от штатных Фердинандов . У нашего гибрида меньше вес, больше удельной мощности, соответственно скорость и маневренность выше. Плюс ко всему, меньше удельное давление на гусеницы, значит, машина меньше вязла в грязи — примерно 46-47 тонн, против 65 у Фердинанда.
  • Третье — у машины был хуже боковой обзор , для осмотра боков требовалось использовать командирскую башенку. Смотровые щели в бортах башни были закрыты бронещитками, которые худо-бедно, но выполняли свою функцию. Но в целом, броня башни у Pz. IV была фактически вдвое тоньше, чем у Пантеры.

Единственная; Пантера; с башней танка Т-4- зачем немцы создали такой гибрид?

Насколько этот гибрид был боеспособен?

Сложно сказать, насколько эффективными были действия такой эрзац-САУ, глядя на действия всего батальона.

Но в целом, батальон действовал довольно успешно — только за первые 18 дней, на его счёт можно смело записать до 120 машин противника.

Но, откровенно говоря, эти цифры для немецкого командования омрачаются небоевыми потерями — перегруженные шасси Фердинандов вызывали постоянные поломки, соответственно, непосредственно в боевых действиях потери новых моделей были сравнительно небольшими.

Основной урон приносили поломки ходовой части и трансмиссии танков, а также действия советской противотанковой артиллерии.

Сказать, где и когда был потерян данный танк (или САУ) — невозможно, ввиду того что его фактически не было ни в одном из штатных списков танковых дивизий Вермахта.

Но в целом, такие самоделки, будь они в массовом производстве, могли бы серьёзно осложнить ход войны — взять хотя бы те же самые Hetzer, которые брали противников хитростью, скоростью, а нередко и количеством.

Комментарии закрыты.