Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Мы с Тигром вышли один на один — советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

Мы с Тигром вышли один на один — советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

Изначально, тренд самоходных артиллерийских установок задавался Германией, но советские конструкторы достаточно быстро подхватили эстафету и начали производство очень мощных и практичных машин .

В сегодняшней статье, мы не просто разберем советское САУ СУ-152 , но и расскажем о ней глазами члена экипажа — ветерана Великой Отечественной Войны Глазунова Ивана Яковлевича .

Работы над созданием тяжёлой самоходной установки, способной одним выстрелом выводить из строя бронетехнику , а также тяжёлые укрепления противника начались в начале 1942 года.

Однако фактическая разработка началась лишь в 1943 году, когда вся проектная документация была разработана за 25 дней. Производство машины было недолгим – с апреля 1943 по ноябрь 1944 было произведено всего 670 машин .

САУ получилась достаточно грозная – одним выстрелом действительно можно было как разбить танк, так и разрушить среднее фортификационное сооружение, благодаря 152-мм пушке МЛ-20С . Благодаря конструкции орудия, машина получилась ещё и многоцелевой – она хорошо справлялась как с фортификацией и строениями противника, так и с бронетехникой.

Но малая скорость стрельбы (ввиду снаряда двойного заряжания весом в 43 кило, который надо было загружать вручную, причём в достаточно тесном боевом отделении), полноценным истребителем танков СУ-152 назвать не позволяла.

Несмотря на эти недостатки, аналогов советская САУ на тот момент не имела.

Единственной машиной, которая оказалась близка по характеристикам, была немецкая самоходка Brummbar , который имел лучшее лобовое бронирование.

Но с учётом всех плюсов, уравнивающих немецкую и советскую самоходки, СУ-152 имела большую дальность выстрела при настильной траектории.

Первый бой СУ-152 приняли на Курской дуге . Пара десятков самоходок не могла повлиять на исход боя, но благодаря мощной пушке, они выступали и в роли противотанковой артиллерии.

На счёт именно самоходок можно отнести как минимум 30-35 машин противника, причём большинство из которых составляли хорошо бронированные Фердинанды и достаточно новые на тот момент танки Тигр и Pzkpfw V Пантера.

В основном Сушки оставляли на замаскированных позициях для атаки, но нередко СУ-152 выходили в лобовую атаку.

Мы с Тигром вышли один на один - советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

Ветеран Великой Отечественной Войны, Глазунов Иван Яковлевич отзывался о своей боевой машине так:

На фронт Иван Яковлевич попал в 17 лет , вначале в артиллерию, служил в миномётном полку.

Затем, после ранения, незадолго до Курской битвы, он попал в госпиталь, в Тулу. Из госпиталя его направили в Подмосковье, в Сталиногорск, где и сформировалось его дальнейшее прохождение службы:

Мы с Тигром вышли один на один - советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

Вот что Иван Яковлевич рассказал о своем первом сражении с легендарными немецкими Тиграми :

Несмотря на хорошую защиту, самоходке не хватало противопехотного оружия , и экипаж, часто рискуя собой, отстреливался из оружия личного.

Кстати за подобный недостаток, генерал Гудериан, в своё время критиковал Фердинанды, которые кстати тоже учувствовали в сражении под Курском.

Видимо это косяк многих САУ того времени. А вот что об этом говорит Иван Яковлевич:

Мы с Тигром вышли один на один - советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

Мощь орудия сложно представить, не видя СУ-152 вживую, но автор дал нам примерное понятие о ней:

Но несмотря на свою грозную мощь, СУ-152, как и большинство самоходок, была беззащитна перед маневренными противниками – для того, чтобы навестись на цель, находившуюся сбоку, требовалось заводить двигатель, разворачиваться в сторону цели и наводиться на неё, и всё под огнём противника, нередко включая и артиллерийский огонь:

Мы с Тигром вышли один на один - советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

Однако, жалобы у экипажа на какие-то детали машины всё-таки были:

Кстати, это было общей проблемой всех бронемашин РККА . Конечно, это обусловлено безопасностью и защищённостью экипажа, но всё же, обзор у водителя должен быть хорошим.

Всего за годы войны было подбито и уничтожено 171 СУ-152 . Оставшаяся часть состояла на вооружении Советской армии примерно до 1958 года.

После снятия с вооружения, машины пустили на переплавку. В данный момент известно о трёх сохранившихся СУ-152:

  • Одна единица находится в бронетанковом музее в Кубинке , в хорошем состоянии. Экспонируется в крытом ангаре.
  • Две единицы находятся в музее боевой техники в городе Джонув, Польша . Машины лишены ряда деталей и экспонируются на открытом воздухе.
  • В музее Третьего ратного поля России в деревне Прохоровка сохранились части подбитой в бою на Курской дуге СУ-152.

Мы с Тигром вышли один на один - советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

В заключение можно сказать, что несмотря на все минусы машины, её удавалось применять успешно как в боях на улицах городов, так и в чистом поле .

Но по закрытии программы производства КВ-1с, на шасси которого и строилась эта самоходка, было завершено и строительство самой СУ-152, уступив место для ИСУ-152, построенной на базе ИС-1.

Комментарии закрыты.