Инновационные продукты лесного комплекса глазами молодого поколения
В сентябре 2018 года в Иркутске проходила 25-я юбилейная международная выставка оборудования, материалов и продукции лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленности и деревянного домостроения «SibWoodExpo 2018» совместно с немецкой компанией «Дойче Мессе Рус».
В рамках выставки был организован Круглый стол Молодежной площадки «Будущее лесов Сибири». В заседании Круглого стола принимали участие команды студентов: Братского государственного университета, Байкальского государственного университета, Иркутского государственного университет путей сообщения, Иркутского национального исследовательского технического университета, преподаватели этих университетов и ученые лесной отрасли, зарубежные специалисты из Германии.
Например, в работе Круглого стола активное участие принимал, говорящий по-русски, профессор Бохумил Касал, Директор института исследований леса Фраунгофера, Институт Вильгельма-Клаудица , Германия.
Профессор, доктор Бохумил Касал, Директор института исследований леса Фраунгофера, Институт Вильгельма-Клаудица, Германия
Организатором Круглого стола являлся Бушуев Константин Сергеевич, дублер министра лесного комплекса Иркутской области в Молодежном правительстве и по совместительству руководитель «Центра научных изысканий лесного комплекса» ИрНИТУ. Большую поддержку в организации Круглого стола оказало также Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Студенческим командам был представлен красочно оформленный кейс (журнал) с подробной характеристикой лесного комплекса Иркутской области. Кроме этого, перед студентами выступили специалисты с краткими докладами о проблемах и перспективах развития лесной отрасли.
После этого студенческим командам было выдано задание по разработке инновационных продуктов и технологий лесного комплекса.
Организатор Круглого стола Бушуев Константин Сергеевич, дублер министра лесного комплекса Иркутской области в Молодежном правительстве
В результате, студенческие команды предложили ряд интересных идей: использование отходов деревообработки для получения инновационных строительных материалов, разработка конструкции специальных матов для лесовозных дорог, не наносящих вреда экологии, рассматривалась идея доставки заготовленной древесины аэростатом из транспортно-недоступных районов заготовки и другие инновационные идеи.
Наилучшей, на взгляд автора, была идея студенческой команды Иркутского государственного университет путей сообщения. Эта команда откликнулась на проблему, связанную с транспортировкой круглого леса по железной дороге.
Суть проблемы в следующем. Естественная государственная монополия, в лице ОАО «РЖД», единственным акционером которого является государство, оказывают значительное влияние на эффективность работы и конкурентоспособность предприятий лесного комплекса при экспорте лесоматериалов.
При погрузке в вагон круглых лесоматериалов (свежеспиленных бревен сосны) зафиксированный в перевозочных документа вес груза не превышал грузоподъемность вагона.
Однако, во время транспортировки, бревна сосны значительно увеличили свой вес за счет влагопоглощения и водопоглощения. На пограничной станции ОАО «РЖД» проводит контрольную перевеску вагона, находит перевес груза и выставляет огромные штрафные санкции.
Мелким и средним предприятиям-лесоэкспортерам в этом случае грозит разорение и банкротство, а крупные предприятия несут финансовые потери из-за срыва сроков поставки лесоматериалов зарубежным покупателям.
В арбитражном суде крупным лесоэкспортерам приходится объяснять представителям железной дороги простые законы природы, а именно.
В растущем дереве древесина содержит значительное количество воды, необходимой для его жизнедеятельности [1]. В свежесрубленной древесине в зависимости от условий хранения и транспортировки содержание воды может увеличиваться или уменьшаться.
При использовании древесины в строительстве, мебельном производстве и других случаях, часть воды из древесины удаляют с целью улучшения качества материалов и готовых изделий методом сушки.
Для количественной характеристики содержания воды в древесине используют показатель — влажность. Под влажностью (абсолютной) понимают выраженное в процентах отношение массы воды к массе сухой древесины.
Определяют влажность древесины по ГОСТ 17231-78, ГОСТ 16483.7-71.
Например, абсолютно сухая древесина (сушка при температуре 103°С в сушильной камере) имеет влажность 0%. Это означает, что в образце древесины массой 100 кг содержится 0 кг воды. Общий вес древесины и воды составит 100 кг.
Такая древесина нигде не используется, потому, что как только образец вынут из сушильной камеры, он сразу же увеличит свою влажность и массу за счет влагопоглощения паров воды из окружающего воздуха.
Древесина камерной сушки (сушка пиломатериалов в специальных камерах) имеет влажность 10% и используется для изготовления мебели. Это значение влажности означает, что в образце древесины массой 100 кг содержится 10 кг воды.
Общий вес древесины и воды составит 110 кг.
Древесина атмосферной сушки (сушка пиломатериала на воздухе в течение 2 месяцев) имеет влажность 20%. Это значение влажности означает, что в образце древесины массой 100 кг содержится 20 кг воды.
Общий вес древесины и воды составит 120 кг.
Средняя влажность свежесрубленной древесины или «Бревна пиловочного» сосны составляет 88%. Это значение влажности означает, что в образце древесины массой 100 кг содержится 88 кг воды.
Общий вес древесины и воды составит 188 кг. Наибольшая влажность в сосне наблюдается зимой (ноябрь-февраль), а наименьшая — летом (июль-август).
Если свежесрубленная древесина попадет под дождь, снег или град, то за счет водопоглощения ее влажность может возрасти в течение одних суток до 185%. Это значение влажности означает, что в образце древесины массой 100 кг содержится 185 кг воды.
Общий вес древесины и воды составит 285 кг.
Кроме того, представители перевозчика в суде часто путают такие понятия, как: относительная влажность воздуха, которая не может быть более 100%, и абсолютна влажность древесины, которая для сосны может составлять 185%.
Таким образом, масса лесоматериалов зависит от влажности древесины, на которую влияют внешние факторы в процессе транспортировки.
Был проведен эксперимент одним из лесоэкспортеров. Суть эксперимента была в следующем. При отгрузке бревен сосны их влажность была 88%, а вес не превышал грузоподъемность вагона.
На пограничной станции была проведена первая перевеска вагона. Она показала, что вес груза превышает грузоподъемность вагона, так как влажность составила 99%.
Через 5 дней на тех же весах была проведена повторная перевеска того же вагона. Вес груза значительно уменьшился, но все еще превышал грузоподъемность вагона, так как влажность составила 91%.
Еще через 3 дня третья перевеска показала совсем незначительное превышение веса груза над грузоподъемностью вагона, так как влажность снизилась уже до 89%.
При этом техпаспорт ж/д весов и акт с датой о последней их поверки прилагался.
Следовательно, масса круглых лесоматериалов увеличилась во время транспортировки за счет влагопоглощения и/или водопоглощения. А за период времени трехкратной перевески груза (10 дней), пока вагон находился на ж/д станции, показатель влажности лесоматериалов опять вернулся к своим первоначальным значениям.
Таким образом, перед студенческой командой Иркутского государственного университет путей сообщения стояла проблема:
- перегруз вагона это плохо, так как разрушается ж/д путь, вагоны, что приводит к авариям,
- штрафные санкции, которые получает ОАО «РЖД», это хорошо, так как часть их поступает в бюджет государства,
- штрафные санкции, которые выплачивают лесоэкпортеры, это плохо, так как мелкие предприятия разоряются, а у крупных предприятий снижается эффективность работы, а также страдает имидж этих предприятий перед импортерами.
На этом примере можно провести сравнение, между мышлением специалистов ОАО «РЖД» и мышлением студентов, которые в будущем придут на работу в ОАО «РЖД». Специалисты ОАО «РЖД» думают об узковедомственных интересах, государственные интересы их не интересуют.
Студенты думают о государственных интересах. Для решения этой проблемы команда студентов предложила следующее: необходимо разработать техническое приспособление для изолирования круглого леса от воздействия внешней среды и даже показали возможный прототип такого устройства.
Однако, главным предложением в их решении было следующее: студенты-железнодорожники предложили провести СОВМЕСТНЫЕ исследования со специалистами лесной отрасли из Братского государственного университета (исследование влияния окружающей среды на влажность лесоматериалов во время их транспортировки) и с инженерами-конструкторами из Иркутского национального исследовательского технического университета (разработка быстросъемной и недорогой конструкции по изолированию круглого леса от внешней среды).
Автор, работая с молодым поколением студентов в ИрНИТУ, не раз замечал, что их мышление значительно отличается от мышления специалистов. Например, большинство студентов считают, что для сохранения лесов необходимо руководствоваться принципом: «сколько срубил, столько и посади».