Главная » Здоровье » Методическое указание

Методическое указание

Анафилактический шок

к практическим занятиям для студентов 5 курса Х семестра

Профессиональная ориентация студентов: Аллергическую реакцию разной степени, в том числе и такую грозную и опасную для жизни, как анафилактический шок, могут вызывать многообразные лекарственные средства. Знание клинических проявлений аллергических реакций помогает врачу-стоматологу своевременно диагностировать заболевание и провести адекватное лечение. Состояние сниженной иммунологической реактивности организма (может быть вызвано действием антибиотиков, кортикостероидов и цитостатических средств), способствует превращению сапрофитов ротовой полости в патогенные бактерии, что в свою очередь вызывает дисбактериоз.

Тема: Дифференциальная диагностика осложнений лекарственной терапии, связанных с аллергией, дисбактериозом и интоксикациями. Тактика врача -с томатолога. Оказание неотложной помощи больным при острых стоматологических состояниях. Алгоритм действий. Оказание первой помощи больным при неотложных состояниях (анафилактический шок, обморок, коллапс, гипертонический криз, острая сердечная недостаточность). Алгоритм действий .

Цель: Выучить характерные клинические признаки аллергических реакций немедленного типа (анафилактический шок, отек Квинке ), лечение, изменения слизистой оболочки полости рта при аллергических реакциях замедленного типа.

Задание: уметь провести диагностические аллергические пробы, составить схему предоставления неотложной помощи в случае возникновения анафилактического шока, медикаментозную обработку слизистой оболочки ротовой полости при кандидозе.



1. Типы аллергических реакций за Кумбсом и Джеллом .

2. Патогенетические механизмы аллергических реакций.

3. Аллергические реакции немедленного типа: отек Квинке , анафилактический шок, клинические варианты проявления анафилактического шока, схема предоставления неотложной помощи.

4. Контактные и токсико-аллергические медикаментозные стоматиты. Клиника, диагностика, лечение.

5. Этиология, клиника, диагностика, лечение хронического рецидивного афтозного стоматита.

6. Изменения слизистой оболочки полости рта при синдроме Бехчета .

7. Клинические формы, диагностика, лечение многоформной экссудативной эритемы.

8. Причины возникновения, клиника, лечение синдрома Лайелла .

9. Поражение слизистой оболочки полости рта при синдроме Стивенса -Джонсона.

10. Классификация микотических поражений слизистой оболочки ротовой полости.

11. Клиника, диагностика острого псевдомембранозного кандидоза.

12. Острый атрофический кандидоз.

13. Клиника хронического гиперпластического кандидоза.

14. Хронический атрофический кандидоз.

15. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение кандидозов слизистой оболочки ротовой полости .

1. Материалы для подготовки к практическому занятию (http://www.tdmu.edu.te.ua) → интранет → в помощь студентам → материалы для подготовки к практическим занятиям → кафедра терапевтической стоматологии → терапевтическая стоматология → 5 курс → X семестр " 15. Дифференциальная диагностика осложнений лекарственной терапии, связанных с аллергией, дисбактериозом и интоксикациями. Тактика врача -с томатолога. Оказание неотложной помощи больным при острых стоматологических состояниях. Алгоритм действий. Оказание первой помощи больным при неотложных состояниях (анафилактический шок, обморок, коллапс, гипертонический криз, острая сердечная недостаточность). Алгоритм действий .



2 . М .Ф. Данилевский, О.Ф. Несин , Ж.И. Рахний . Заболевание слизистой оболочки полости рта. – Киев: „Здоровье”, 1998. — с. 172-179, 218-246.

3. Терапевтическая стоматология / Под . р ед. проф. А.К. Николишина.-Т.2.- Полтава: „ Дивосвіт ”, 2005.- с.159-171.

1. Роберт П. Ланге , Крейг С. Миллер. Атлас заболеваний полости рта.- Москва: „ Гэотар -Медиа”, 2008. — с.170-175.

2. Л . Шугар , И. Баноци , И. Рац , К. Шаллаи . Заболевание полости рта . — Будапешт: Издательство академии наук Венгрии, 1980.- с.132-138.

Практическая работа (9.00-12.00).

Работа 1 . Медикаментозная обработка слизистой оболочки языка при хроническом гиперпластическими кандидозе.

Место проведения: клинический зал кафедры терапевтической стоматологии.

Объект: пациент с хроническим гиперпластическим кандидозом, при отсутствии — пациент с любой другой терапевтической стоматологической патологией.

Средства на группу:

1. Средства индивидуальной защиты (перчатки, маски)-1шт.

2. Нагрудник пациента — 1 штука.

3. Комплект стоматологических инструментов для обследования зубов — 1шт.

Средства на одного студента:

1. Средства индивидуальной защиты (перчатки, маски)-1шт.

2. Нагрудник пациента — 1 штука.

3. Комплект стоматологических инструментов для обследования зубов — 1шт.

4. Шприц с затупленной иглой (объем 10 мл) — 1шт.

5. Стерильные ватные валики, шарики, салфетки — 4 шт.



6. Растворы антисептиков: 0,02% раствор фурацилина, риванола (1: 1000), цитраля (10-15 кап.) , р аствор хлоргексидина (0,05%) — 50 мл.

7. 2% раствор борной кислоты — 10 мл.

8. 1% раствор клотримазола -5 мл.

9. Раствор Люголя -5 мл.

Задание для студента: провести медикаментозную обработку слизистой оболочки языка у больного с хроническим гиперпластическим кандидозом.

Время, затраченное на процедуру одним студентом — 15 мин.

1. Проведите орошения полости рта 2% раствором борной кислоты.

2. Попросите пациента вывести язык из полости рта.

3. С помощью салфетки удерживайте язык в этом положении левой рукой.

4. Смочите ватный тампон раствором Люголя .

5. Нанесите ватным тампоном с помощью пинцета раствор Люголя на поверхность языка и равномерно его распределить.

6. Повторите манипуляцию через несколько минут, смочив тампон раствором клотримазола .

Работа 2. Проведение клинического терапевтического стоматологического приема пациентов с патологией в соответствии с темой, а при отсутствии таких больных, пациента, с любой другой терапевтической стоматологической патологией.

Место проведения: клинический зал кафедры терапевтической стоматологии.

Объект: пациент с терапевтической стоматологической патологией согласно теме занятия, а при отсутствии такого, пациент с любой терапевтической стоматологической патологией.

Средства на группу :

1 . Стоматологическая установка — 1 шт .



2 . Кресло врача — 1 шт .

3 . Столик врача — 1 шт .

4 . Набор обзорных инструментов (зеркало , пинцет , зонд) — 13 шт .

Средства на одного студента :

1. Нагрудник пациента — 1 шт .

2. Комплект стоматологических инструментов для обследования зубов (зеркало, пинцет , зонд) — 1 шт .

Задача для студента: провести клиническое обследование полости рта и лечение терапевтической стоматологической патологии .

Задания для самостоятельной работы:

Микробиологическое исследование кандидоза СОПР.

— Комплект инструментов для обследования зубов;

— Стерильный ватный тампон на деревянной палочке;

— Чашка Петри с питательной средой Сабуро .

Заранее пациент три дня не использует лекарственные препараты, утром не чистит зубы.

1. Стерильным ватным тампоном взять с поврежденного участка слизистой белые пленки и сырный налет.

2. Перенести его на чашку Петри с питательной средой Сабуро .

3. Поместить в термостат при температуре 37 ° С на 48 часа.

4. Подсчитать количество колоний дрижджо по д о бних грибов.

5. Оценка результатов: в норме прорастает 1-1,5 тыс. колоний (до 2 тыс.) на один тампон, при остром кандидозе — 7-11 тыс. колоний.

Семинарское обсуждение теоретических вопросов и практической работы:

1. Типы аллергических реакций за Кумбсом и Джеллом .

2. Патогенетические механизмы аллергических реакций.

3. Аллергические реакции немедленного типа: отек Квинке , анафилактический шок, клинические варианты проявления анафилактического шока, схема предоставления неотложной помощи.



4. Контактные и токсико-аллергические медикаментозные стоматиты. Клиника, диагностика, лечение.

5. Этиология, клиника, диагностика, лечение хронического рецидивного афтозного стоматита.

6. Изменения слизистой оболочки полости рта при синдроме Бехчета .

7. Клинические формы, диагностика, лечение многоформной экссудативной эритемы.

8. Причины возникновения, клиника, лечение синдрома Лайелла .

9. Поражение слизистой оболочки полости рта при синдроме Стивенса -Джонсона.

10. Классификация микотических поражений слизистой оболочки ротовой полости.

11. Клиника, диагностика острого псевдомембранозного кандидоза.

12. Острый атрофический кандидоз.

13. Клиника хронического гиперпластического кандидоза.

14. Хронический атрофический кандидоз.

15. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение кандидозов слизистой оболочки ротовой полости .

Час самостоятельной работы студентов (14. 15 – 15. 00 ) .

— разбирать задачи тестовых лицензионных экзаменов "Шаг";

— оценивать студентов, которые не сдали накануне тестовый контроль за системой;

— сдавать практические навыки.

Студент должен знать:

1. Типы аллергических реакций за Кумбсом и Джеллом .

2. Патогенетические механизмы аллергических реакций.

3. Аллергические реакции немедленного типа: отек Квинке , анафилактический шок, клинические варианты проявления анафилактического шока, схему предоставления неотложной помощи.



4. Контактные и токсико-аллергические медикаментозные стоматиты. Клинику, диагностику, лечение.

5. Этиологию, клинику, диагностику, лечение хронического рецидивного афтозного стоматита.

6. Изменения слизистой оболочки полости рта при синдроме Бехчета .

7. Клинические формы, диагностику, лечение многоформной экссудативной эритемы.

8. Причины возникновения, клинику, лечение синдрома Лайелла .

9. Поражение слизистой оболочки полости рта при синдроме Стивенса -Джонсона

10. Классификацию микотических поражений слизистой оболочки ротовой полости.

11. Клинику, диагностику острого псевдомембранозного кандидоза.

12. Острый атрофический кандидоз.

13. Клинику хронического гиперпластического кандидоза.

14. Хронический атрофический кандидоз.

15. Диагностику, дифференциальную диагностику, лечение кандидозов слизистой оболочки ротовой полости .

Студент должен уметь:

1. Провести аллергические диагностические пробы ( аппликационную ).

2. Провести медикаментозную обработку слизистой оболочки полости рта у больного с кандидозом.

Методическое указание составила

ас. Зализ няк М .С.

Обсужден о и утвержден о на заседании кафедры

17 июня _ 2013 г. протокол № 11

Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры

О admin

x

Check Also

Острый гастрит: симптомы и лечение у взрослых, признаки, как лечить

Что такое острый гастрит и как лечить симптомы у взрослых Многие слышали о болезнях, которые поражают различные органы пищеварительной системы. ...

Правильное лечение сенсибилизации иммунитета

Правильное лечение сенсибилизации иммунитета Симптомы аллергии многочисленны, так как повышенная реактивность иммунной системы при появлении аллергена обуславливает воспалительные процессы в ...

Правила ухода за лежачим больным, Здоровая жизнь, Здоровье, Аргументы и Факты

Правила ухода за лежачим больным Об уходе за лежачим больным говорить трудно. Забота о человеке, который на вашей памяти был ...

Гастрит на нервной почве: симптомы, рефлекторный, лечение

Что такое гастрит на нервной почве и какие симптомы заболевания Любое стрессовое состояние откладывает отпечаток на здоровье человека, поэтому неудивительно, ...